bissmark

«Адмирал граф Шпее»

Версальский договор 1919 года ограничил максимальное водоизмещение немецких надводных кораблей 10000 тонн. Поэтому Германия начала строительство «карманных» линкоров, в конструкции которых использовалась масса технических новинок. Значительную экономию веса дало применение электросварки и легких сплавов. «Адмирал граф Шпее» и однотипные с ним «Дойчланд» и «Адмирал Шеер» предназначались для рейдерства на коммуникациях противника. «Граф Шпее» был затоплен командой близ Монтевидео (Уругвай) после боя у Ла-Платы с английскими крейсерами «Эксетер», «Аякс» и «Ахиллес» в ноябре 1939 года. По немецкой классификации «Адмирал Граф Шпее» относился к классу «броненосцев», однако общепринятым стало другое их название — «карманные линкоры». Строго говоря, оба эти термина некорректны: на самом деле корабли данного типа являлись очень мощными тяжелыми крейсерами.

  • Страна: Германия
  • Экипаж: 1150
  • Водоизмещение: 12100т
  • Размерения: 88×21,7×7,3
  • Запас хода: 35190 км (19000 миль) при 19 узлах
  • Бронирование: 100 мм пояс, 140 мм башни, 40+17 мм палуба
  • Вооружение: 6 орудий 280 мм, 8 150-мм орудий, 6 зенитных орудий 105-мм, 2×4 533-мм торпедных аппарата
  • Силовая установка: восемь дизелей MAN, 56800 л.с., два винта
  • Скорость: максимальная 28,5 узлов, океанская 26 узлов

«Арминиус»

В 60-е годы прошлого века, когда Пруссии срочно понадобилось защитить себя от датского флота, она заказала в Англии броненосец «Арминус». Спущенный на воду в 1864 году, он прибыл на Балтику слишком поздно для того, чтобы принять участие в войне с Данией. В итоге «Арминус», один из кораблей, сконструированных капитаном Коулзом, изобретателем орудийной башни, стал первым броненосцем германского флота. Он обеспечивал береговую оборону устья Эльбы во время франкопрусской войны 1870—71 годов. В октябре 1870 года «Арминус получил повреждения при столкновении с разведывательным крейсером «Фальк» у Вильгельмсхафена. После ремонта был переоборудован в учебный корабль, а затем — в ледокол. Сдан на слом в 1902 году в Гамбурге.

  • Страна: Германия
  • Экипаж: 132
  • Водоизмещение: 1917т
  • Размерения: 63,2×10,9×4,6
  • Запас хода: 1850 км (1000 миль) при 8 узлах
  • Бронирование: 114 мм пояс на деревянной подкладке
  • Вооружение: 4 209-мм (8,2”) орудия
  • Силовая установка: одновальная горизонтальная двухцилиндровая паровая машина
  • Скорость: 11,2 узла

«Баден»

Корабль «Баден» и однотипный с ним «Байерн» были построены в 1916 году. В отличие от предыдущих линейных кораблей Императорского флота Германии (например, «Кенига») их главный калибр был увеличен с 305 мм (12”) до 380 мм (15”). В качестве топлива на «Бадене» использовался уголь — поскольку нефть в Германию поступала с перебоями. Вошедший в строй слишком поздно, чтобы принять участие в основных морских битвах Первой Мировой войны, «Баден» с октября 1916 года был флагманом германского флота (заменил линкор «Фридрих Великий»). В этом качестве он и встретил капитуляцию 1918 года. «Баден» не числился в списках интернированных кораблей, но его внесли в перечень вместо недостроенного «Маккензена». Затем он был затоплен экипажем в Скапа-Флоу в 1919 году; впоследствии был поднят англичанами и использовался как корабль-мишень.

  • Страна: Германия
  • Экипаж: 1271
  • Водоизмещение: 28530 т
  • Размерения: 179,4×30,0x9,39
  • Запас хода: 9000 км (5000 миль) при 12 узлах
  • Бронирование: 350—120 мм пояс, 150 мм траверзы, 350—200 мм башни, 90 мм палуба
  • Вооружение: восемь 380-мм (15″) орудий, шестнадцать 150-мм (5,9″) орудий, 5 торпедных аппаратов
  • Силовая установка: трехвальная турбина мощностью 35000 л.с.
  • Скорость: 22 узла

«Бисмарк»

Версальский договор 1919 года накладывал очень жесткие ограничения на развитие немецкого флота. Немцы продолжали вести секретные конструкторские разработки и после заключения англо-германского морского договора 1935 года смогли быстро приступить к строительству новых; крупных кораблей. Немцы заложили два линкора — «Бисмарк» и «Тирпиц». Так как полные испытания обводов подводной части корпуса провести не удалось, за образец была принята конструкция подводной части линкора «Баден». Корабль имел мощную силовую установку, хорошие ходовые качества и мощное бронирование; тем не менее, рулевое управление и другие системы жизнеобеспечения корабля остались практически без защиты. В мае 1941 года «Бисмарк», вышедший на рейдерство в Атлантику, был перехвачен британским флотом. В последовавшем сражении «Бисмарк» потопил линейный крейсер «Худ», а затем сам был затоплен экипажем из-за многих повреждений.

  • Страна: Германия
  • Экипаж: 2065
  • Водоизмещение: 42960т
  • Размерения: 250,5×36,0x9,3
  • Запас хода: 15740 км (8500 миль) при 19 узлах
  • Бронирование: 320—100 мм борт, 360 мм башни главного калибра, 150 мм палуба
  • Вооружение: восемь 380-мм (15″) и двенадцать 152-мм (6″) орудий, шестнадцать 105-мм зенитных орудий, шесть самолетов
  • Силовая установка: трехвальный агрегат мощностью 138000 л.с.
  • Скорость: 30,8 узла

«Дойчланд»

Блокада французским флотом немецкого побережья во время франко-прусской войны 1870—71 гг. оказалась знаменательным событием — именно после нее немцы приступили к постройке девяти крупных кораблей, в основном на немецких верфях. «Дойчланд», броненосец класса «Кайзер», стал последним немецким кораблем, построенным за границей, — он был спущен на воду в Англии в 1874 году. Это был мощный батарейный броненосец, главное вооружение которого размещалось в бронированной цитадели посредине корабля. В 1882 году вооружение броненосца было изменено, а в 1895 году корабль перестроили в броненосный крейсер, заменив мачты с парусным вооружением на прямые. «Дойчланд» был исключен из списков флота в 1906, а в 1909 году сдан на слом.

  • Страна: Германия
  • Экипаж: 656
  • Водоизмещение: 7550 т
  • Размерения: 89,3×19,1×7,9
  • Запас хода: 4580 км (2470 миль) на 10 узлах
  • Бронирование: 254—127 мм (10—5″) пояс, 203—229 мм (8—9″) казематы, 54 мм палуба
  • Вооружение: восемь 260-мм и одно 150-мм орудие
  • Силовая установка: одновальная горизонтальная паровая машина мощностью 5700 л.с.
  • Скорость: 14,4 узла

«Дойчланд» II

Корабль «Дойчланд» — представитель последней серии немецких додрендоутов, заложенных между 1903 и 1905 годами. В отличие от кораблей предыдущей серии, у них увеличилось число 88-мм (3,5”) орудий и улучшилась защита; в то же время эти корабли сохранили многое недостатки «предшественников»: в Ютландском сражении 1916 года один из кораблей этого класса «Поммерн» затонул от взрыва погребов в результате попадания всего одной торпеды. На кораблях класса «Дойчланд» использовались легкие и компактные водотрубные котлы (в дальнейшем —стандарт немецкого флота). Два последних корабля этой серии — «Шлезиен» и «Шлезвиг-Гольштейн» — несли службу вплоть до Второй Мировой войны и погибли в бою. «Шлезвиг-Гольштейн» был потоплен авиацией в декабре 1944 года, а «Шлезиен» подорвался на мине в Балтике в апреле 1945 года. «Дойчланд» же был разобран на металл в 1922 году.

  • Страна: Германия
  • Экипаж: 743
  • Водоизмещение: 13200 т
  • Размерения: 127,6×22,2×8,23
  • Запас хода: 8900 км (4800 миль) на 10 узлах
  • Бронирование: 240 мм (9,75″) пояс, 280 мм (П») башни, 40 мм палуба
  • Вооружение: четыре 280-мм (11″) и четырнадцать 170 мм (6,7″) орудий
  • Силовая установка: двухвальная паровая машина тройного расширения мощностью 18500 л.с.
  • Скорость: 18 узлов

«Дойчланд» III

Крейсер «Дойчланд» — первый немецкий военный корабль, построенный после Второй Мировой войны. Этот корабль, вошедший в строй в мае 1963 года, представляет собой легкий крейсер, который может также использоваться в качестве минного заградителя. На нем установлено разнообразное вооружение, в том числе 100-мм (3,9”) и 40-мм (1,6”) орудия, бомбометы для глубинных бомб и торпедные аппараты. Чтобы расширить возможности обучения 267 курсантов, корабль также оснащен двумя силовыми установками — турбиной и дизелем. Следует отметить, что первые минные заградители были использованы в 1848—1851 гг. в ходе Шлезвиг-Голыштейнского кризиса, когда прусские войска установили минные заграждения для защиты Киля от датских кораблей.

  • Страна: Германия
  • Экипаж: 172 (+ кадеты)
  • Водоизмещение: 4250 т (5500 полное)
  • Размерения: 65×8,9×5,3
  • Запас хода: 6840 км (3800 миль) на 10 узлах
  • Бронирование: 50-125-мм (2-5″)
  • Вооружение: четыре 100-мм (3,9″) орудия, 2 533-мм торпедных аппарата, 4 противолодочных торпедных аппарата
  • Силовая установка: четырехвальный дизель (6680 л.с) и турбина (8000 л.с.)
  • Скорость: 22 узла

«Фридрих Великий»

Первые немецкие броненосцы были построены в Англии для Конфедерации германских государств. В отличие от них, «Фридрих Великий» заложили в 1869 году на верфях в Киле как головной корабль в серии из трех башенных броненосцев. Завершен постройкой в ноябре 1877 года. Две башни располагались в районе миделя за броневым щитом, который опускался во время боя. Однотипный с ним «Гроссер Кюрфюрсг» был случайно протаранен и потоплен через 26 дней после вступления в строй. «Фридрих Великий» и «Пройссен» в 1889—90 годах прошли модернизацию и несли службу в качестве броненосцев береговой обороны до конца 90-х, затем служили угольными складами. «Фридрих Великий» был продан на слом в 1919 году.

  • Страна: Германия
  • Экипаж: 500
  • Водоизмещение: 7600 т
  • Размерения: 96,6×16,2×7,2
  • Запас хода: 4600 км (2500 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 102—229 мм (4—9″) пояс, 203 мм (8″) башни и цитадель
  • Вооружение: четыре 260-мм (10,2″) орудия
  • Силовая установка: одновальная горизонтальная компаунд-машина
  • Скорость: 14 узлов

«Фридрих Карл»

Корабль «Фридрих Карл» — батарейный броненосец с полным парусным вооружением. Корабль был спроектирован французскими инженерами и построен в Тулоне. Во время войны с Францией в 1870 году «Фридрих Карл» оставался в Жаде. В 1873 году он принимал участие в морской блокаде испанского порта Картахена. В июле того же года захватил шлюп повстанцев «Виджиланта», а несколько недель спустя вместе с британским броненосцем «Свифтшур» принудил к капитуляции броненосец повстанцев «Витория» (экипаж высадился на берег у Эскомберы, а броненосец был передан правительству Испании). После ремонта в 1892 году «Фридрих Карл» был переименован в «Нептун» и стал учебным торпедным кораблем. В 1905 году продан на слом.

  • Страна: Германия
  • Экипаж: 531
  • Водоизмещение: 7000 т
  • Размерения: 94,1×16,6×8
  • Запас хода: 4100 км (2210 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 127—114 мм (5—4,5″) пояс и батарея
  • Вооружение: шестнадцать 210-мм (8,25″) орудий
  • Силовая установка: одновальная горизонтальная паровая машина
  • Скорость: 13,6 узлов

«Фритьоф»

Корабль «Фритьоф» — один из восьми броненосцев береговой обороны класса «Зигфрид». Орудия главного калибра размещались в трех башнях — двух на носу и третьей на корме. Артиллерия вспомогательного калибра (88-мм) размещалась за щитами по углам надстройки и в спонсонах. Все броненосцы этого класса в 1900—1904 годах прошли модернизацию, которая включала замену котлов и установку двух труб. В 1916 году «Фритьоф» стал плавучей казармой в Данциге. Другие корабли этой серии носили имена героев германской мифологии — «Зигфрид», «Беовульф», «Хаген», «Хеймдалль», «Хильдебранд». В 1919 году «Фритьоф» продали частной фирме, использовался как грузовое судно и пошел на слом только в 1930-х годах.

  • Страна: Германия
  • Экипаж: 276
  • Водоизмещение: 4000 т
  • Размерения: 86x15x5,6
  • Запас хода: 2760 км (1490 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 240—178 мм (9,5—7″) пояс, 203 мм (8й) башни, 30 мм палуба
  • Вооружение: три 240-мм (9,4″) орудия, десять 88-мм пушек
  • Силовая установка: двухвальная паровая машина тройного расширения мощностью 5300 л.с.
  • Скорость: 15 узлов

«Гнейзенау»

Спущенные на воду в 1936 году «Гнейзенау» и однотипный с ним «Шарнхорст» имели по завершении строительства прямой нос, однако впоследствии носовую часть обоих кораблей удлинили. Оба линейных крейсера в годы Второй Мировой войны действовали на коммуникациях противника. В июне 1940 года им удалось потопить британский авианосец «Глориеc». В 1941 году оба корабля были повреждены английской авиацией в порту Бреста, а в феврале 1942 года они вместе с крейсером «Принц Ойген» через Ла-Манш прорвались в северогерманские порты. «Гнейзенау» дошел до Киля без повреждений, но через две недели получил несколько бомбовых попаданий во время налета английских бомбардировщиков. После этого был переведен в Готенхафен (Гдыня). В июле 1942 года крейсер был выведен в резерв, а его башни сняли для береговой обороны. Корпус корабля использовался как блокшив в Готенхафене, где и был затоплен в марте 1945 года. В 1947—50 годах он был поднят и сдан на слом.

  • Страна: Германия
  • Экипаж: 1840
  • Водоизмещение: 31800 т
  • Размерения: 226x30x9,9
  • Запас хода: 18500 км (10000 миль) при 18 узлах
  • Бронирование: до 350 мм пояс, 360 лам башни, 130 лам палуба
  • Вооружение: девять 280 мм (11″), двенадцать 150 мм (5,9″), четырнадцать 105 мм (4,1″) зенитных орудий, 6 торпедных аппаратов
  • Силовая установка: трехвальная комбинированная дизельно-турбинная установка суммарной мощностью 160000 л.с.
  • Скорость: 31,5 узла

«Гебен»

Корабль «Гебен» и однотипный с ним «Мольтке» были построены перед Первой Мировой войной. В начале войны британские линейные крейсера «Индомитейбл» и «Индефатигейбл» преследовали «Гебен» и легкий крейсер «Бреслау» по всему Средиземному морю. Но немецкие корабли легко оторвались от британских крейсеров и укрылись в турецком порту Константинополь; 16 августа 1914 года оба корабля были переданы турецкому флоту. «Гебен» был переименован в «Султан Явуз Селим». В ноябре 1914 года он был серьезно поврежден в бою с русскими броненосцами у мыса Сарыч, в декабре подорвался на двух минах на подходе к Босфору. Еще один раз он был поврежден русскими броненосцами в мае 1915 года. В январе 1918 года он потопил британские мониторы «Реглан» и М-28 у Мадроса, после чего снова подорвался на минах. Корабль много лет оставался в составе турецкого флота и был исключен из его списков только в 1964 году. В конце 1960-х годов сдан на слом, несмотря на то, что Западная Германия хотела купить этот крейсер и превратить его в мемориал.

  • Страна: Германия
  • Экипаж: 1053
  • Водоизмещение: 22980 т
  • Размерения: 186,5×29,5×9
  • Запас хода: 7630 км (4120 миль) при 14 узлах
  • Бронирование: 270-100 мм (10,7-4″) пояс, 229-60 мм (9-2,4″) башни, 50 мм палуба
  • Вооружение: десять 280-мм (11″) и двенадцать 150-мм (5,9″) орудий
  • Силовая установка: четырехвальный агрегат мощностью 85700 л.с.
  • Скорость: 28 узлов

«Граф Цеппелин»

По Версальскому договору 1919 года Германии запрещалось строительство авианесущих кораблей. Тем не менее, в 1933 году Вильгельм Хаделар подготовил эскизный проект гладкопалубного корабля с авиагруппой в 40 машин; впрочем, отсутствие опыта в создании подобных кораблей задержало реализацию проекта. Работы начались только в 1935 году, затем были остановлены — из-за массового строительства подводных лодок, для которых нужны были все мощности верфей. Недостроенный авианосец был затоплен за несколько месяцев до окончания Второй Мировой войны. Он был поднят советскими моряками, но снова затонул на пути в Ленинград. Первоначально планировалось, что авиагруппа корабля будет состоять из 12 пикирующих бомбардировщиков Ju-87D и 30 истребителей Me-109F, затем ее состав был изменен — 28 Ju-87D и 12 Me-109F. Кроме «Цеппелина» был заложен и однотипный с ним «Петер Штрассер», названый в честь командующего германской морской авиацией в Первой Мировой войне.

  • Страна: Германия
  • Экипаж: 1760 (предположительно)
  • Водоизмещение: 24700 т
  • Размерения: 250x27x7,2
  • Запас хода: 15000 миль при 19 узлах
  • Бронирование: 100—80-мм пояс, 60-мм палубы
  • Вооружение: шестнадцать 150-мм (5,9″) орудий и двенадцать 105-мм (4,1″) зенитных орудий, 40 самолетов
  • Силовая установка: четы рехвальный агрегат и дизель общей мощностью 180000лс
  • Скорость: 34 узла

«Гроссер Курфюрст»

Впервые турбинные установки на германских линкорах появились у кораблей серии «Гроссер Курфюрст», представлявших собой значительно улучшенную версию линкоров типа «Гельголанд». Увеличение высоты барбетов второй и четвертой башен позволило увеличить огневую мощь бортового залпа с шести 305-мм (12”) орудий до десяти. Корабли данного класса строились одновременно с английскими линкорами, вооруженными 343-мм (13,5”) орудиями, которые имели сходное водоизмещение, но расплачивались за более крупный калибр ухудшением броневой защиты — «Гроссер Курфюрст» и однотипные ему корабли с 305-мм (12”) артиллерией имели значительно более мощное бронирование. Спущенный на воду в 1913 году, «Гроссер Курфюрст» участвовал в Ютландском бою, получив восемь попаданий. После капитуляции Германии в Первой Мировой войне он был в 1919 году затоплен вместе с остальным немецким флотом в Скапа-Флоу, В 1934 году корпус корабля был поднят и разобран. Другими линкорами этого типа были «Кениг», «Кронприц» и «Маркграф».

  • Страна: Германия
  • Экипаж: 1136
  • Водоизмещение: 25800 т
  • Размерения: 175,7×29,5×9,2
  • Запас хода: 12000 км (6800 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 350—80 мм (14-3,2″) пояс, 300-80 мм (11,8-3,2″) башни, 100—60 мм палуба
  • Вооружение: десять 305*мм (12″) и четырнадцать 150-мм (5,9″) орудий, восемь 88-мм (3,4″) зениток
  • Силовая установка: трехвальная турбина мощностью 46200 л.с.
  • Скорость: 21 узел

«Ганза»

Первым спроектированным и построенным в Германии броненосцем (с деревянным корпусом) стал «Ганза». Он был заложен на Данцигской верфи в 1868 году и строился несколько лет, в результате чего его железные части успели заржаветь. 210-мм (8,25”) орудия корабля располагались в двухуровневом каземате — по два орудия с каждой стороны, на нижнем уровне, и по четыре в углах палубой выше. Внесенный в списки флота как броненосный корвет, этот корабль представлял собой небольшой батарейный броненосец. В 1878—80 годах «Ганза» охранял германские торговые суда в южноамериканских водах, поскольку Германия все более активно проникала в Южную Америку, а затем восемь лет использовался в порту Киля в качестве корабля береговой обороны. В 1888 году «Ганза» стал учебным судном, а в 1906 году был разобран на металл.

  • Страна: Германия
  • Экипаж: 399
  • Водоизмещение: 4330 т
  • Размерения: 73,4×14,1×6,7
  • Запас хода: 2500 км (1330 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 152—114-мм (6—4,5″) пояс, 114-мм (4,5″) центральная батарея
  • Вооружение: восемь 210-мм (8,25″) орудий
  • Силовая установка: одновальная горизонтальная паровая машина
  • Скорость: 12,5 узлов

*Линейные Корабли и Авианосцы. Энциклопедия военной техники. Издательство АСТ москва-2000г