Italian ironclad LEPANTO

«Аквила»

Круизный лайнер «Рома» водоизмещением 33764 тонн в 1941 году был реквизирован итальянским флотом для переоборудования в авианосец. Но в ходе Второй Мировой войны удалось произвести лишь часть работ. Корабль, переименованный в «Аквилу», получил более мощную силовую установку (турбины были сняты с недостроенных крейсеров «Силла» и «Эмилио»), на нем установили дополнительный залитый бетоном киль для улучшения остойчивости. Предполагалось, что корабль будет нести авиагруппу из 51 самолета.
В сентябре 1943 года, когда переоборудование уже подходило к концу, Италия капитулировала, и «Аквила» был захвачен немцами. 19 апреля 1945 года он был сильно поврежден итальянскими боевыми пловцами, что помешало немцам использовать его как плавучую казарму. В 1951 году сдан на слом.

  • Страна: Италия
  • Экипаж: 1165, авиаперсонал 243
  • Водоизмещение: 23130 т
  • Размерения: 211,6×29,4×7,31
  • Запас хода: 5400 км (4150 миль) при 18 узлах
  • Бронирование: не устанавливалось
  • Вооружение: 8 135-мм орудий, 51 самолет
  • Силовая установка: четы рехвальный агрегат мощностью 151000 л.с.
  • Скорость: 30 узлов

«Кастельфидардо»

Первоначально «Кастельфидардо» нес парусное вооружение шхуны, которое впоследствии заменили на парусное вооружение барка (а к концу службы у корабля осталось только две мачтыс боевыми марсами). Этот броненосец в составе эскадры адмирала Васса участвовал в бою с австрийским флотом у Лиссы в июле 1866 году, был поврежден огнем противника, но остался на плаву. В 1869 году «Кастельфидардо» был поврежден при взрыве котла в порту Бриндизи. После ремонта, в следующем году, он принял участие в освобождении Рима. В дальнейшем действовал у берегов Туниса и в Красном море, поддерживая колониальные интересы Италии. В 1889—90 годах «Кастельфидардо» был перестроен в броненосец береговой обороны, а затем использовался как учебный корабль до сдачи на слом в 1910 году.

  • Страна: Италия
  • Экипаж: 485
  • Водоизмещение: 4560 т
  • Размерения: 82x15x6
  • Запас хода: 3060 км (1650 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 109 мм (4,3″) пояс и батарея
  • Вооружение: четыре 203-мм (8″), двадцать два 164-мм (6,5″) орудия
  • Силовая установка: одновальная паровая машина мощностью 2125 л.с.
  • Скорость: 30 узлов

«Конте Верде»

На деревянном броненосце «Конте Верде» железными листами бронировались лишь нос и корма, остальной корпус был защищен толстыми деревянными брусьями. Три таких корабля были заложены как фрегаты, но еще на стапеле их переделали в броненосцы. Вооружение «Конте Верде» состояло из шести 254-мм (10”) и одного 203-мм (8”) орудия. В 1880 корабль был выведен в резерв, а в 1888 году разобран. Броненосец был назван «Конте Верде» («Зеленый граф») в честь графа Амедео Савойского (1334—1383), который обожал зеленые костюмы. Другими кораблями этой серии были «Мессина» и «Принчипе де Кариньяно». «Мессина» принимала участие в походе на Рим в сентябре 1870 года, а «Принчипе де Кариньяно» сражался в бою у Лиссы в 1866 году.

  • Страна: Италия
  • Экипаж: 572
  • Водоизмещение: 3866 т
  • Размерения: 74x15x6,5
  • Запас хода: 2160 км (1200 миль) при 8 узлах
  • Бронирование: 118 мм (4,75″) на носу и корме
  • Вооружение: восемнадцать 160-фунтовых и четыре 72-фунтовых орудия
  • Силовая установка: одновальная паровая машина
  • Скорость 10 узлов

«Дуилио»

Корабль «Дуилио» и однотипный с ним «Энрико Дандоло» были башенными броненосцами конструкции Бенеддето Брина. На момент вступления в строй они являлись самыми мощными линейными кораблями мира. Это были первые корабли, снабженный только одной безрангоутной мачтой и вооруженные артиллерией крупного калибра. Хотя «Дуилио» был заложен в 1873 году, его строительство затянулось до 1880 г. В 1890 году корабль модернизировали в первый, а в 1900 г. — во второй раз. В 1909 году броненосец разоружили, превратив в плавучий склад угля. Конструктором «Дуилио» был блестящий итальянский инженер Бенедетто Брин, чьи проекты сделали Италию ведущей морской державой. Несколько кораблей, построенных по чертежам Брина, А закупили Испания, Аргентина и Япония.

  • Страна: Италия
  • Экипаж: 420, затем 515
  • Водоизмещение: 12070 т
  • Размерения: 109×19,7×8,3
  • Запас хода: 6770 км (3760 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 537 мм (21,5″) пояс, 425 мм (17″) башни и цитадель
  • Вооружение: четыре 450-мм (17,7″) дульнозарядных орудия
  • Силовая установка: двухвальная вертикальная компаунд-машина
  • Скорость: 15 узлов

«Эмануэле Фил»

Броненосец «Эмануэле Филиберто» был заложен в 1893 году, спущен на воду в 1897 г. и завершен постройкой в 1902 году. Для «полноценного» линейного корабля он имел слишком слабую артиллерию; скорость и мореходность также оставляли желать лучшего из-за малой высоты надводного борта 4,4 м в носу и 3 м в корме. По центру броненосца располагалась высокая надстройка с двумя трубами, безрангоутной мачтой и спасательными шлюпками. Четыре 254-мм орудия главного калибра размещались в бронированных башнях. Орудия среднего калибра располагались по бортам надстройки. В 1911 году, во время войны с Турцией, броненосец поддерживал высаживавшиеся в Ливии итальянские войска. В 1912 году он входил в эскадру, захватившую остров Родос. Во время Первой Мировой войны корабль нес службу на Адриатике и оставался в строю до 1920 года.

  • Страна: Италия
  • Экипаж: 565
  • Во доизмещение: 9800 т
  • Размерения: 111,8x21x7,5
  • Запас хода: 9900 км (5500 миль) при 12 узлах
  • Бронирование: 248—122 мм (9,8—4″) пояс и башни, до 80 мм палуба
  • Вооружение: четыре 254-мм (10″), восемь 152-мм (6″) и восемь 120-мм орудий, 4 торпедных аппарата
  • Силовая установка: двухвальная паровая машина тройного расширения мощностью 14000 л.с.
  • Скорость: 18 узлов

«Энрико Дандоло»

После битвы при Лиссе в 1866 году бюджет итальянского флота был сильно урезан. Но когда премьер-министром вновь стал Аугусто Рибботи, финансирование возобновилось, что позволило приступить к постройке современных кораблей. Конструктор Бенедетто Брин взялся за разработку проекта быстроходного линейного корабля с крупнокалиберными орудиями. «Энрико Дандоло» и однотипный с ним « Дуилио» стали первыми итальянскими броненосцами без парусного вооружения. В 1913 году «Энрико Дандоло» охранял рейд в Тобруке, в Первую Мировую войну служил плавучей батареей в Бриндизи и Венеции. В 1920 году его списали на слом. Корабль был назван в честь Энрико Дандоло (1108—1205), венецианского дожа, захватившего Константинополь в 1204 году во время Четвертого крестового похода.

  • Страна: Италия
  • Экипаж: 550
  • Водоизмещение: 12040 т
  • Размерения: 109,2×19,7×8,8
  • Запас хода: 1850 км (1000 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 550 мм (21,5″) пояс, 400 мм (16″) башни и цитадель
  • Вооружение: четыре 254-мм (10м), семь 152-мм (6″) и пять 120-мм орудий
  • Силовая установка: двухвальная вертикальная паровая машина тройного расширения
  • Скорость: 14 узлов

«Европа»

Английский пароход «Манила» водоизмещением 4200 тонн в 1898 году переименовали в «Салацию», а в 1911 году продали Германии. Затем пароход ходил под итальянским флагом и назвался «Куарто». В 1915 его приобрел итальянский флот и перестроил в первый итальянский авианесущий корабль «Европа», имевший два ангара,— перед надстройкой и позади нее. На носу установили большую шлюпбалку, использовавшуюся в качестве лебедки для подъема гидросамолетов с воды. Авиатранспорт брал на борт до 8 гидросамолетов, его авиагруппа состояла из шести истребителей и двух разведчиков. С октября 1915 по январь 1916 года «Европа» базировалась на Бриндизи, а затем была переведена в Валону, где находилась до 1918 года. В 1920 году корабль был разобран на металл.

  • Страна: Италия
  • Экипаж: 394
  • Водоизмещение: 6400 т
  • Размерения: 123x14x7,6
  • Запас хода: 10700 км (5800 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 100 мм (4”) пояс, 50 мм (2″) ангар
  • Вооружение: два 76-мм зенитных орудия, восемь гидропланов
  • Силовая установка: одновальная вертикальная паровая мошина тройного расширения мощностью 2600 л.с.
  • Скорость: 12 узлов

«Формидобиле»

Построенные на французских верфях, «Формидабиле» и «Террибиле» проектировались как 30-орудийные плавучие батареи. Фактически же они представляли собой двадцатипушечные броненосцы; впоследствии на кораблях было установлено по восемь 203-мм (8”) орудий. Этим кораблям суждено было стать первыми итальянскими броненосцами. «Формидабиле» был заложен в 1860 году и спущен на воду в 1861 г. 17 июля 1866 года он был поврежден береговой батареей у Порто Сан-Джорджо, при этом погибли три члена экипажа. Затем корабль участвовал в освобождении Рима в 1870 г., а в 1887 году стал учебным судном. В 1903 году «формидабиле» был исключен из боевого состава флота.

  • Страна: Италия
  • Экипаж: 371
  • Водоизмещение: 2725 т
  • Размерения: 65,8×13,6×5,4
  • Запас хода: 2400 км (1300 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 85 мм (3,4″) пояс, 102 мм (4″) батарея
  • Вооружение: четыре 203-мм (72-фунтовых) и шестнадцать 164-мм (6,5″) орудий
  • Силовая установка: одновальная паровая машина
  • Скорость: 10 узлов

«Франческо Карачиолло»

Строительство линкора «Франческо Карачиолло» и трех других кораблей этого класса началось в 1914 году, но два года спустя было остановлено и возобновилось лишь в октябре 1919 года. Впрочем, после спуска корабля на воду строительство вновь было заморожено, и в октябре 1920 года недостроенный корпус линкора был продан компании «Навигасьоне Дженерале Итальяна», которая планировала перестроить его в гражданский корабль. Отсутствие средств положило конец и этому плану. Существовал еще проект перестройки корабля в авианосец, однако в 1921 году недостроенный линкор все-таки разобрали на металл, как и три других корабля. Конструкция «Франческо Карачиолло» предусматривала широкое разнесение башен главного калибра и плотную группировку 152-мм орудий в центре корабля. Другими кораблями этого класса должны были стать «Крисгофоро Коломбо», «Франческо Моросини» и «Маркантонио Колонна».

  • Страна: Италия
  • Экипаж: 1200
  • Водоизмещение: 34000 т
  • Размерения: 213×29,6×9,5
  • Запас хода: 15000 км (8000 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 300 мм (11,8″) пояс, 400 =мм (16″) башни
  • Вооружение: восемь 381 -мм (15”), двенадцать 152-мм (6″) орудий, 8 торпедных аппаратов
  • Силовая установка: четырехвальный агрегат мощностью 105 л.с.
  • Скорость: 28 узлов

«Франческо Маросини»

Корабль «Франческо Моросини» был заложен на верфи «Наваль Арсенал» в Венеции в 1881 году и завершен строительством в апреле 1889 года. Его конструкция, как и конструкция двух других броненосцев типа «Руджьеро ди Лауриа», основывалась на проекте башенного броненосца «Дуилио». На этих кораблях установили разнозарядные орудия и увеличили высоту передней надстройки. «Франческо Моросини» использовался в качестве корабля-мишени и был потоплен в 1909 году. Броненосец назывался в честь Франческо Моросини (1608—1694), венецианского дожа, известного мореплавателя и военачальника.

  • Страна: Италия
  • Экипаж: 509
  • Водоизмещение: 11200 т
  • Размерения: 105,9×19,8×8,4
  • Запас хода: 5000 км (2600 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 450 /им (17,5″) пояс у миделя, 75 мм палуба
  • Вооружение: четыре 430-мм (17″), два 152-мм (6″) и четыре 120-мм орудия
  • Силовая установка: двухвальная компаунд-машина мощностью 10300 л.с.
  • Скорость: 16 узлов

«Джулио Чезаре»

Спроктированые в 1908 году главным конструктором итальянского флота Масдеа, «Джулио Чезаре» и два однотипных с ним корабля были первыми из итальянских линкоров. Между 1933 и 1937 годами «Джулио Чезаре» был полностью перестроен. Модернизация включала усиление бронирования, установку новых машин и изменение вооружения. Во время Первой Мировой войны корабль служил на Адриатике. В 1940 году он принимал участие в боях против британского Средиземноморского флота в Ионическом море. Во время авиационного налета на Неаполь в январе 1941 года линкор был поврежден, а в декабре того же года, после ремонта, участвовал в бою в заливе Сирт. В сентябре 1943 года он пришел на Мальту и сдался союзникам. В конце Второй Мировой линкор был передан Советскому Союзу, переименован в «Новороссийск» и до 1955 года нес службу на Черном море.

  • Страна: Италия
  • Экипаж: 1200
  • Водоизмещение: 23620 т
  • Размерения: 186,4×28,6×10,4 м
  • Запас хода: 8640 км (4800 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 250 мм (10″) пояс, 280 мм башни, 100 мм палуба
  • Вооружение: десять 320-мм (12,6″) и двенадцать 120-мм (4,7″) орудий, восемь 100-мм зенитных орудий
  • Силовая установка: двухвальная турбина мощностью 93400 л.с.
  • Скорость: 28 узлов

«Джузеппе Миралья»

Перестройка бывшего пассажирского лайнера «Читта ди Мессина» в гидроавиатранспорт началась в 1923 году, тогда же он был переименован в «Джузеппе Миралья». Корабль использовался для экспериментов по запуску самолетов с катапульты, а во время Второй Мировой войны служил в качестве авиатранспорта и использовался для учебных целей. В 1943 году он сдался союзникам на Мальте. Всего на Мальте по условиям перемирия в сентябре 1943 года сдалось 43 итальянских надводных корабля и 33 подводные лодки. «Джузеппе Миралья» ушел с Адриатики вместе с линкором «Джулио Чезаре», эсминцем «Риботти» и миноносцем «Сагиттарио». Но не все итальянские корабли смогли достичь портов союзников. Линкор «Рома» был потоплен радиоуправляемой планирующей бомбой, а эсминцы «Да Ноли» и «Вивальди» подорвались на минах.

  • Страна: Италия
  • Экипаж: 180
  • Водоизмещение: 5400 т
  • Размерения: 115x15x5,2
  • Запас хода: 7400 км (4000 миль) при 14 узлах
  • Бронирование: 50 мм (2″) пояс
  • Вооружение: четыре 102-мм (4″) орудия, 20 самолетов
  • Силовая установка: двухвальный агрегат
  • Скорость: 21,5 узла

«Италия»

Завершенный постройкой в 1880 году, «Италия» и однотипный с ней «Лепанто» входили в число самых быстроходных кораблей мира. Отчасти это было достигнуто за счет полного отсутствия бортового бронирования — корабли вообще не имели броневого пояса. Вместо этого они несли толстую бронепалубу со скосами к ватерлинии, дополненную развитой системой водонепроницаемых отсеков и переборок. 104-тонные орудия главного калибра располагались попарно на поворотных кругах, которые находились внутри единого бронированного барбета. Боеприпасы поднимались из-под бронепалубы, скорострельность орудий составляла всего один выстрел за пять минут. Технический прогресс опередил строительство этих кораблей, и к моменту принятия этих броненосцев в состав итальянского флота появление новых скорострельных орудий полностью обесценили их как боевые единицы. «Италия» использовалась в портовых службах до 1914 года, а в 1921 году была разобрана на металл.

  • Страна: Италия
  • Экипаж: 701
  • Водоизмещение: 15600 т
  • Размерения: 124,7×22,5×8,7
  • Запас хода: 9000 км (5000 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 75 мм палуба, 482 мм барбет
  • Вооружение: четыре 431 -мм (17″) и восемь 152-мм орудий
  • Силовая установка: двухвальная вертикальная компаунд-машина мощностью 18000 л,с.
  • Скорость: 18 узлов

«Лепанто»

К моменту вступления в строй в 1887 году, созданный Бенедетто Брином броненосец «Лепанто» был самым быстрым кораблем своего класса и, вместе с однотипной «Италией», являлся одним из самых крупных и мощных броненосцев мира. Четыре трубы корабля соединял узкий продольный мостик, который в передней части доходил до ходового мостика. При необходимости «Лепанто» мог перевозить большое количество солдат. Однако ко времени вступления этих кораблей в строй развитие артиллерии уже привело к появлению скорострельных орудий и фугасных снарядов, поэтому эти замечательные корабли со слабым бронированием и очень низкой скорострельностью (каждое орудие делало один выстрел в пять минут) через несколько лет оказались неспособны противостоять новым, только что появившимся броненосцам. Позже на главной палубе «Лепанто» дополнительно установили несколько скорострельных пушек. Выведенный из боевого состава, броненосец стал учебным кораблем артиллеристов, затем плавучим складом в Специи и, наконец, брандвахтой в Дерне. В 1914 году «Лепанто» был исключен из списков флота и в 1915 году сдан на слом.

  • Страна: Италия
  • Экипаж: 701
  • Водоизмещение: 15600 т
  • Размерения: 124,7×22,5×8,7
  • Запас хода: 9000 км (5000 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 75 мм палуба, 482 мм барбет
  • Вооружение: четыре 431 -мм (17″) и восемь 152-мм орудий
  • Силовая установка: двухвальная вертикальная компаунд-машина мощностью 18000 л.с.
  • Скорость: 18,4 узла

«Мессина»

Хотя инженер-инспектор Маттеи проектировал «Мессину» как деревянный фрегат, корабль был переоборудован в батарейный броненосец еще до завершения строительства в 1867 году. Сооруженный на военно-морской верфи в Кастелламмаре, он принадлежал к классу «Принчипе ди Кариньяно» — второй серии броненосцев, построенных для итальянского флота, и первой, которая строилась непосредственно в Италии. Около 1870 года вооружение корабля было заменено на два 254-мм (10”), два 203-мм (8”) и восемь 164-мм (6,5”) орудий. В сентябре 1870 года броненосец участвовал в освобождении Рима, где попал в аварию — сел на мель в устье реки Тибр. Первый корабль этой серии, «Принчипе ди Кариньяно», также вскоре после начала постройки был переоборудован в броненосец. Третий же корабль, «Конте Верде», уже сразу закладывался как броненосец, но был исключен из боевого состава еще в 1880 году, до завершения строительства.

  • Страна: Италия
  • Экипаж: 572
  • Водоизмещение: 4380 т
  • Размерения: 75,8x15x7,3
  • Запас хода: 2160 км (1200 миль) при 8 узлах
  • Бронирование: 114 мм (4,5″) броневой пояс
  • Вооружение: шестнадцать 164-мм (6,5″) пушек и четыре 78-фунтовых орудия
  • Силовая установка: одновальная шестицилиндровая паровая машина
  • Скорость: 10,4 узла

*Линейные Корабли и Авианосцы. Энциклопедия военной техники. Издательство АСТ москва-2000г