korabl

«Индепенденс»

Корабль «Индепендео был одним из трех 74-пушечных парусных линейных кораблей, основой для создания которых послужила серия, построенная в 1799 году, однако чертежи «Индепенденса» так и не были поданы для рассмотрения в военно-морской департамент Соединенных Штатов. Поэтому, когда корабль был уже готов к выходу в море, внезапно выяснилось, что при полной загрузке расстояние от ватерлинии до нижних кромок орудийных портов составляет всего лишь 1,2 метра. В 1836 году для улучшения мореходности было решено уменьшить количество орудийных палуб корабля с трех до двух. «Индепенденс» нес то же парусное вооружение, что и базовая 74-пушечная модификация. Таким образом, этот корабль стал самым крупным фрегатом американского военного флота. На слом «Индепендео пошел только в 1914 году. Создававшиеся для охраны конвоев, первые фрегаты имели средние размеры, но в XVIII и XIX столетних они стали значительно крупнее и уже несли по 50—60 орудий на двух палубах.

  • Страна: Северо-Американские Соединенные Штаты
  • Экипаж: 250
  • Водоизмещение: 2260 т
  • Размерения: 57,9×15,2
  • Запас хода: 3700 км (2000 миль) при 6 узлах
  • Бронирование: нет
  • Вооружение: 30 длинных 32-фунтовых и 33 средних 32-фунтовых пушек, 24 карронады по 32 фунта
  • Силовая установка: –
  • Скорость: 8 узлов

«Индепенденс» II

В 1942 году США потеряли четыре авианосца, и какое-то время в распоряжении американского флота на Тихом океане оставался лишь один «Энтерпрайз». Вступление в строй первого из больших авианосцев типа «Эссеко» ожидалось не ранее следующего года, поэтому было принято решение перестроить в авианосцы несколько из 39 заложенных легких крейсеров серии «Кливленд». На девяти из них были начаты срочные работы, и уже в 1943 году новые авианосцы поступили на вооружение. Авианосец «Индепенденс» нес 45 самолетов, а транспортировать мог до сотни. Его боевой путь во Второй Мировой войне включает рейды на острова Гильберта, Лейте и Лусон, Тайвань, Окинаву, китайское побережье, Рюкю и на сами Японские острова. Во время вторжения на архипелаг Гильберта в ноябре 1943 года у острова Тарава авианосец был серьезно поврежден сброшенной с самолета торпедой. После войны корабль использовался как корабль-мишень при испытаниях ядерного оружия у атолла Бикини, а в 1951 году был затоплен.

  • Страна: США
  • Экипаж: 1569
  • Водоизмещение: 11700 т
  • Размерения: 189,8×33,2×7,9
  • Запас хода: 13300 км (7200 миль) при 15 узлах
  • Бронирование: 127 мм (5″) пояс и траверзы, 50 мм (2″) палуба
  • Вооружение: шестнадцать 40-мм (1,5″), и сорок 20-мм (0,78″) автоматов, 45 самолетов
  • Силовая установка: четырехвальная турбина мощностью 100000 л.с.
  • Скорость: 31,6 узла

«Генерал Стирлинг Прайс»

Спущенный на воду в 1856 году пароход «Лорент Миллодон» в 1862 году был реквизирован флотом Конфедерации Южных штатов и переименован в «Генерал Стирлинг Прайо. В том же году он был захвачен войсками северян. В 1865 году, по окончании войны, он был продан. Кроме судов, перестроенных для военных целей, флот Конфедерации успел заложить 28 кораблей, из которых лишь часть смогла вступить в строй до 1865 года. 25 из этих кораблей были броненосными таранами, два («Миссисипи» и «Северная Каролина») башенными мониторами, а еще один («Вирджиния», бывший фрегат «Мерримак») — казематным броненосцем. Три корабля так и не успели получить названия, один был уничтожен до завершения строительства, чтобы его не захватил противник, один продан Пруссии и переименован в «Принц Адальберт», а третий, построенный на британской верфи под названием «Санта-Мария», был продан Дании.

  • Страна: Конфедеративные Штаты Америки
  • Экипаж: 50
  • Водоизмещение: 640 т
  • Размерения: 55,5×9,1×2,8
  • Запас хода: 1100 км (600 миль) на 10 узлах
  • Бронирование: –
  • Вооружение: одно 32-футовое нарезное орудие
  • Силовая установка: паровая машина с бортовыми гребными колесами
  • Скорость: 8 узлов

«Луизиана»

Одним из трех мощных броненосцев, предназначавшихся для защиты низовьев Миссисипи, была «Луизиана». Недостаток материалов привел к тому, что при строительстве корабля была использована непросушенная древесина, в результате чего сразу же после окончания постройки броненосец дал серьезную течь, и во время боя вода заливала батарейную палубу. В апреле 1862 года «Луизиана» вступила в жестокую схватку с превосходящими силами противника, но когда эскадра северян вынудила силы Конфедерации отойти к Новому Орлеану, капитан приказал взорвать корабль. Наступление северян вдоль рек Миссисипи и Теннеси в первой половине 1862 года своим успехом во многом было обязано Западной флотилии Союза. В марте и апреле 1862 года флотилия внесла огромный вклад в захват двух укрепленных фортов Конфедерации на Миссисипи. В мае 1962 года федералы отбили атаку флотилии речной обороны Конфедерации, а в июне эта флотилия была окончательно уничтожена армией северян в Мемфисе.

  • Страна: Конфедеративные Штаты Америки
  • Экипаж: 150
  • Водоизмещение: 1400 т
  • Размерения: 80×18,8
  • Запас хода: 1850 км (1000 миль) при 6 узлах
  • Бронирование: 102 мм (4″) броня каземата на деревянной подкладке
  • Вооружение: три 229-мм (9″), четыре 203-мм (4″) и два 178-мм (7″) орудия
  • Силовая установка: двухвальная паровая машина и гребные колеса
  • Скорость: 8 узлов

«Нэшвилл»

Строительство «Нэшвилла» было начато в Монтгомери (штат Алабама), а закончено в Мобиле. Броня прикрывала его казематы и рубку, но огромные кожухи гребных колес остались без всякой защиты, что сделало корабль чрезвычайно уязвимым. Броненосец вошел в строй в начале 1865 года и стал основой обороны конфедератов при наступлении северян на Мобил. Когда в 1865 году Мобил пал, «Нэшвилл» вышел из гавани для последнего боя, но 10 мая сел на мель и вынужден был капитулировать. Для обороны войск Конфедерации Мобил имел стратегическое значение, так как здесь начиналась железная дорога Мобил — Огайо, соединявшаяся с Чарльстонской железной дорогой — единственной магистральной дорогой страны, идущей с запада на восток. Ответственность за оборону побережья от Мобила до Пенсаколы была возложена на генерала Брэкстона Брэгга, который в начале войны командовал вторым корпусом сил Конфедерации в битве при Шилоу в апреле 1862 года.

  • Страна: Конфедеративные Штаты Америки
  • Экипаж: 80
  • Водоизмещение: неизвестно
  • Размерения: 82×18,8×3,3 м (30 м между колесами)
  • Запас хода: неизвестно
  • Бронирование: три слоя брони по 50 мм
  • Вооружение: три 178-мм (7й) орудия и одна 24-фунтовая гаубица
  • Силовая установка: две поперечные паровые машины, два гребных колеса
  • Скорость: 6 узлов

«Стоунуолл»

Построенный в Бордо и введенный в строй в 1863 году, «Стоунуолл» был последним броненосцем южан. Единственное 229-мм (9”) орудие корабля располагалось в носу над тараном и могло вести огонь прямо по курсу или через порты в обоих бортах. Так как Франция соблюдала нейтралитет, то корабль был доставлен конфедератам через Данию под фиктивными названиями «Стэркоддер» и «Олинде». Совершив переход через Атлантику, корабль в мае 1865 года прибыл в Гавану, где выяснилось, что Гражданская война в США закончилась. После этого «Стоуноулл» был передан северянам, а вскоре продан Японии, где его переименовали в «Адзума». В 1888 году броненосец был исключен из боевого состава японского флота и впоследствии использовался как блокшив. Свое название во флоте Конфедерации корабль получил в честь погибшего в битве при Ченселорсвилле генерала Томаса Джексона (1824—1863) по прозвищу «Стоунуолл». В составе японского флота «Адзума» недолгое время участвовала в боевых действиях против мятежников на острове Хакодате.

  • Страна: Конфедеративные Штаты Америки
  • Экипаж: 130
  • Водоизмещение: 1560 т
  • Размерения: 60x32x16
  • Запас хода: 3700 км (2000 миль) при 8 узлах
  • Бронирование: 114—90 мм (4,5—3,5″) пояс, 140 мм (5,5″) каземат носового орудия, 850-мм (24″) деревянная подкладка за бортовой броней
  • Вооружение: одно 229-мм (9″) и два 70-фунтовых орудия
  • Силовая установка: одновальная горизонтальная паровая машина прямого действия
  • Скорость: 10 узлов

«Теннеси»

Когда 21 февраля 1861 года Конфедеративные Штаты Америки объявили о своей независимости, у них не было никакого флота, за исключением нескольких кораблей, захваченных в Норфолке (штат Вирджиния). Поэтому строительство кораблей и вооружение их являлось одной из главных задач южан. Когда же были построены казематные броненосцы типа «Мерримак», они оказались запертыми в портах Конфедерации. Крупнейший из построенных на Юге броненосцев, «Теннеси», закладка которого состоялась в 1862 году, должен был стать важным подспорьем при обороне Мобила (штат Алабама). После спуска на воду он был отбуксирован броненосцем «Балтик» в Мобил для достройки. Поскольку неглубокий речной фарватер затруднял проход через отмели, для «Теннеси» соорудили огромные деревянные понтоны, с помощью которых его провели через мелководье. 5 августа 1864 года после трехчасового боя «Теннеси» был захвачен северянами, а затем включен в состав флота США.

  • Страна: Конфедеративные Штаты Америки
  • Экипаж: 113
  • Водоизмещение: 1290 т
  • Размерения: 64×14,6×4,3
  • Запас хода: неизвестен
  • Бронирование: 152—127 мм (6—5″) борт, до 50 мм (2″) палуба
  • Вооружение: два 180-мм (7,1″) и четыре 152-мм (6″) орудия
  • Силовая установка: одновальная бесконденсаторная паровая машина
  • Скорость: 7 узлов

«Техас»

Корабль «Техас» стал последним большим кораблем, спущенным на воду в Конфедерации Южных штатов. Он был одним из самых мощных мониторов Юга и единственным двухвинтовым среди них. «Техас» был заложен в Рокттсе, пригороде Ричмонда, а после спуска переведен в город для достройки. Четыре его орудия располагались на вращающихся платформах внутри каземата, обеспечивая возможность как продольного, так и поперечного огня через орудийные порты. Еще два орудия располагались по бортам. Все орудия системы Брука были нарезными и являлись самыми мощными пушками того времени. Когда 3 апреля 1865 года Ричмонд пал под натиском армии Союза, конфедераты не сумели взорвать «Техас». Он был захвачен северянами и переведен на военно-морскую верфь в Норфолке. В ходе Гражданской войны флот Конфедерации так и не сумел свести все свои силы воедино и не сделал ни одной попытки захватить господство на море. В конце концов все корабли южан либо погибли в бою, либо были затоплены командами, либо попали в руки противника.

  • Страна: Конфедеративные Штаты Америки
  • Экипаж: 50
  • Водоизмещение: неизвестно
  • Размерения: 66×15,3×3,9
  • Запас хода: неизвестно
  • Бронирование: 102 мм (4″) батарея
  • Вооружение: шесть 163-мм (6,4″) орудий
  • Силовая установка: двухвальная горизонтальная паровая машина прямого действия
  • Скорость: 8 узлов

*Линейные Корабли и Авианосцы. Энциклопедия военной техники. Издательство АСТ москва-2000г