«Эджинкорт»
Броненосный фрегат «Эджинкорт» был спроектирован так, чтобы все его орудия располагались в батарее по всей длине корпуса. Он и однотипные с ним «Нортумберленд» и «Минотавр» являлись самыми длинными одновинтовыми кораблями из всех, когда-либо спущенных на воду. «Эджинкорт» также стал одним из последных английских кораблей, вооруженных дульнозарядными орудиями. Все три корабля этого типа несли по пять мачт и две трубы. В боевом составе английского флота «Минотавр» был флагманским кораблем эскадры. «Нортумберленд» впоследствии перевооружили новыми 8-дюймовыми (203-мм) орудиями, при этом была снята часть бортовой брони. При закладке «Эджинкорт» получил название «Кэптен». После вывода из боевого состава флота корабль использовался как учебное судно. С 1908 года служил угольным складом в Ширнессе, на слом был сдан в 1960 году.
- Страна: Великобритания
- Экипаж: 800
- Водоизмещение: 10812 т
- Размерения: —
- Запас хода: 5070 км (2825 миль) при 10 узлах
- Бронирование: 140 мм пояс, 114 мм батарея
- Вооружение: 4 орудия 229-мм (9″), 24 орудия 178-мм (7″)
- Силовая установка: одновальная паровая машина мощностью 6700 л.с.
- Скорость: 14,8 узла
«Арк Ройял»
Построенный в 1587 году для экспедиции сэра Уолтера Рэли в Америку, этот галеон первоначально именовался «Энн Ройял». Затем он был куплен королевой Елизаветой I за 5000 фунтов стерлингов и переименован в «Арк Ройял». Во время битвы с Испанской Армадой «Арк Ройял» был флагманом лорда Говарда Эффингема. Он имел две орудийные палубы, двухъярусную носовую надстройку, квартердек и кормовую надстройку. Вооружение состояло из пушек калибром от 42 фунтов (19 кг) до 6 фунтов (2,7 кг). Британия первой заимствовала у Испании тип галеона, который одновременно оказался и символом уходящего морского могущества испанской, нации. «Арк Ройял» сгорел во время стоянки в доке.
- Страна: Великобритания
- Экипаж: 340 моряков/ 268 канониров/ 100 солдат
- Водоизмещение: 813т
- Размерения: 88/7×13 х7/3
- Запас хода: —
- Бронирование: —
- Вооружение: 55 пушек
- Силовая установка: —
- Скорость: —
«Одейшес»
Парусный корабль «Одейшес» принимал активное участие практически во всех морских битвах конца XVIII века. Тип, к которому принадлежал этот корабль, отличается наилучшим сочетанием вооружения и ходовых качеств. Корабли типа «Одейшес» фактически являлись плавучими орудийными платформами. Спущенный на воду в 1785 году, «Одейшес» принял участие во многих сражениях — в том числе в Нильской битве в августе 1798 года, где он взял на абордаж французский корабль «Конкеран». Стоит отметить, что английские корабли этого периода строились по стандартному проекту и считались недостаточно крупными для того числа орудий, которые на них устанавливались. Французские корабли имели гораздо более высокие ходовые качества, чем британские корабли того же класса. «Одейшес» пошел на слом в 1815 году.
- Страна: Великобритания
- Экипаж: 550
- Водоизмещение: 1422 т
- Размерения: 54,8×14,9
- Запас хода: —
- Бронирование: —
- Вооружение: тридцать шесть 32-фунтовых орудий на нижней палубе, тридцать четыре 24-фунтовых орудия на главной палубе, десять 18-фунтовых орудий на верхней палубе
- Силовая установка: —
- Скорость: —
«Одейшес» II
Великобритания в 1911 году приняла программу строительства линкоров, по которой и был заложен линкор «Одейшес», принадлежащий к серии «Кинг Джордж V». На «Одейшес» впервые появилась вынесенная высоко над трубами мачта с боевыми постами. Подобная мачта стала стандартом для последующих классов линкоров. Во время патрулирования в 1914 году «Одейшес» подорвался на мине у побережья Ирландии. Все попытки отбуксировать его в безопасное место не удались. Он стал первым крупным британским кораблем, потопленным в Первой Мировой войне. Из двух других кораблей этого класса «Кинг Джордж V» стал после воины учебным кораблем артиллерии и был сдан на слом в 1926 году, а «Центурион» использовался как плавучая зенитная батарея в Средиземном море в годы Второй Мировой войны. Его затопили в июне 1944 года при высадке в Нормандии — как волнолом для рукотворной гавани.
- Страна: Великобритания
- Экипаж: 782
- Водоизмещение: 23370 т
- Размерения: 182,1×27,1×8,7
- Запас хода: 12110 км (6730 миль) при 10 узлах
- Бронирование: 305—203 мм (12—8″) пояс, 280 мм (11″) башни, 70 мм палуба
- Вооружение: 10 343-мм (13,5”)орудий, 16 102-мм (4″) орудий, 2 торпедных аппарата
- Силовая установка: четырехвальный агрегат мощностью 31000 л.с.
- Скорость: 21 узел
«Барэм»
Линкор «Бархэм» и четыре однотипных с ним корабля создавались «в ответ» на новые линкоры с 356-миллиметровыми орудиями, проектировавшиеся в Германии, Японии и США. Линкоры серии «Барэм» несли новейшие 381-мм (15″) орудия, имеющие более высокую точность огня, чем 343-мм орудия, и гораздо большую разрушительную силу. «Барэм» был сильно поврежден в Ютландском сражении в 1916 году. В начале 30-х годов все корабли этой серии прошли модернизацию. 25 ноября 1941 года «Барэм» был торпедирован немецкой подводной лодкой U-331 в районе Эс-Салума на Средиземном море и затонул. Другими кораблями этой серии были «Малайя», «Куин Элизабет», «Вэлиант» и «Уорспайт». «Вэлиант» и «Куин Элизабет» были серьезно повреждены в гавани Александрии при дерзком нападении итальянских боевых пловцов в 1941 году. После Второй Мировой войны все эти корабли были проданы на металл.
- Страна: Великобритания
- Экипаж: 1124
- Водоизмещение: 29200 т
- Размерения: 195,5×27,6×9,3 «1MI
- Запас хода: 15900 км (8600 миль) при 12 узлах
- Бронирование: 330— 152 мм (13—6″) пояс, 330 мм (13″) башни, 57 мм палуба
- Вооружение: восемь 381 -мм (15″) орудий, двенадцать 152-мм (6″) орудий, 4 торпедных аппарата
- Силовая установка: четырехвальная турбина мощностью 75000 л.с.
- Скорость: 24 узла
«Бельайл»
Броненосец «Бельайл» и однотипный с ним «Орион» были заложены для турецкого флота, но нейтралитет Британии в русско-турецкой войне 1878 года не позволил передать корабли Турции, поэтому они были выкуплены Королевским флотом. 305-мм орудия располагались в большом центральном каземате, откуда велся огонь как на борт, так и по носу и по корме. Плохая мореходность этих броненосцев позволяла использовать их только для береговой обороны. Бронированный пояс тянулся по всей длине корпуса и заканчивался 2,5-метровым цельнокованым тараном (который в 1876 году уже был безусловным анахронизмом). В 1886 году корабли были оснащены вспомогательной артиллерией и противоторпедными сетями. Последний батарейный броненосец британского флота, «Бельайл» некоторое время после постройки еще нес парусное вооружение. В 1879 году его короткую трубу удлинили. С 1900 года корабль использовался как мишень, а в 1904 году был разобран.
- Страна: Великобритания
- Экипаж: 280
- Водоизмещение: 4870 т
- Размерения: 75,4x16x6,5
- Запас хода: 3726 км (2000 миль) при 10 узлах
- Бронирование: 305-178 мм (12-7″) пояс, 267-227 мм (10,5-9″) батарея, 229—127 мм (9—5″) траверзы, 51 мм палуба
- Вооружение: четыре 305-мм (12″) дульнозарядных орудия, 2 торпедных аппарата
- Силовая установка: двухвальная компаунд-машина мощностью 4000 л.с.
- Скорость: 13 узлов
«Беллерофонт»
Корабль «Беллерофонт» и однотипные с ним «Темерер» и «Сьюперб» повторяли конструкцию «Дредноута», но у них была усилена противоминная защита, увеличена броня траверзов и усилено вспомогательное вооружение. По вступлению в строй в 1909 году линкоры класса «Беллерофонт» уже имели мачты, размещенные перед трубами. Это уменьшило задымление постов наблюдения — что являлось большой проблемой на «Дредноуте», единственная мачта которого находилась сразу за передней трубой. Служба «Белерофонт» началась с инцидентов: в 1911 году линкор столкнулся с линейным крейсером «Инвинсибл» , а в 1914 — с комерческим пароходом «Сент-Клер». В составе Королевского флота линкор участвовал в Ютландском сражении 1916 года. После окончания Первой Мировой войны использовался как учебный корабль, а в 20-х годах был разобран в соответствии с Вашингтонским договором.
- Страна: Великобритания
- Экипаж: 732
- Водоизмещение 18600 т
- Размерения: 160,3×25,2×9,6
- Запас хода: 10300 км (5720 миль) при 12 узлах
- Бронирование: 254—380 мм (10—15″) пояс, 203 мм (8″) траверзы
- Вооружение: 10 305-мм (12″) орудий, 16 102-мм (4″) орудий, 3 торпедных аппарата
- Силовая установка: четырехвальный агрегат мощностью 23000 л.с.
- Скорость: 20,75 узла
«Бен-май-Кри»
Корабль «Бен-май-Кри» был пассажирским паромом и ходил на , остров Мэн. В 1915 году его перестроили в авиатранспорт. На корме корабля установили большой ангар, а на носу — взлетную площадку. Авиагруппа состояла из гидроистребителей «Сопвич-Шнейдер». Эти самолеты имели мотор в 100 л.с. и вооружались пулеметом «Льюис». На высоту 3000 метров они поднимались менее чем за 30 минут. Эти самолеты представляли серьезную угрозу для «Цеппелинов», бомбивших Англию. Позднее к авиагруппе добавились два поплавковых торпедоносца «Шорт». «Бен-май-Кри» принял участие в Дарданелльской кампании, его самолеты потопили два турецких судна. 11 января 1917 года на якорной стоянке в гавани Кастелорджо он был обстрелян турецкими береговыми батареями и потоплен.
- Страна: Великобритания
- Экипаж: 250
- Водоизмещение: 3942 т
- Размерения: 114x14x5,3
- Запас хода: 2220 км (1200 миль) при 10 узлах
- Бронирование: нет
- Вооружение: два 102-мм орудия, четыре самолета «Шорт-184»
- Силовая установка: двухвальная турбина
- Скорость: 24,5 узла
«Бенбоу»
Корабль «Бенбоу» — один из броненосцев класса «Родни», строившихся как «ответ» на серию французских броненосцев «Формидабль». Первоначально корабль предполагалось вооружить четырьмя 343-мм и восемью 152-мм орудиями, однако фирма «Вулвич Арсенал» не смогла выполнить заказ на их изготовление, поэтому вместо этих пушек пришлось ставить два 112-тонных 412-мм орудия в открытых барбетах — одно на носу и одно на корме. Сэкономленный вес использовали для установки двух дополнительных 152-мм орудий. Постройка «Бенбоу» заняла 6 лет. Корабль был назван в честь адмирала Джона Бенбоу (1653—1702), погибшего в морском бою в Вест-Индии. До списания в 1904 году это броненосец действовал в основном на Средиземном море. В 1909 «Бенбоу» был разобран.
- Страна: Великобритания
- Экипаж: 523
- Водоизмещение: 10770 т
- Размерения: 101x21x8,6
- Запас хода: 9270 км (5000 миль) на 8 узлах
- Бронирование: 457—203 мм (18—8″) пояс, 406—178 мм (16—7″) траверзы, 356—305 мм (14—12″) барбеты, 76 мм палуба
- Вооружение: два 412-мм (16,25″), десять 152-мм (6″) орудий
- Силовая установка: двухвальная компаунд-машина обратного хода мощностью 10600 л .с.
- Скорость: 17,5 узла
«Кэптен»
Конструктором «Кэптена» был Купер Коулз — моряк и изобретатель, утверждавший, что небольшое количество орудий, установленных в бронированных башнях с возможностью кругового обстрела для боевого корабля гораздо предпочтительнее, нежели большое количество пушек по бортам, защищенных тонким слоем брони. Еще он предлагал снабдить башенный броненосец, до этого считавшийся кораблем береговой обороны, полным парусным вооружением и тем самым превратить его в «настоящий» корабль. «Кэптен» неплохо показал себя во время испытаний, однако в 1870 году во время шторма в Бискайском заливе перевернулся и затонул. Вместе с кораблем погибли 473 матроса и офицера, в том числе и сам конструктор корабля Коулз, находившийся на борту. Корабль слишком низко сидел в воде (высота надводного борта составляла всего 1,95 м вместо проектной высоты в 2,5 м).
- Страна: Великобритания
- Экипаж: 473
- Водоизмещение: 7770 т
- Размерения: 98x16x7,8
- Запас хода: 3700 км (2000 миль) при 10 узлах
- Бронирование: 102—178-мм (4—7″) пояс
- Вооружение: четыре 305-мм (12″) орудия
- Силовая установка: двухвальная горизонтальная паровая машина
- Скорость: 14 узлов
«Центурион»
В 1739 году началась война между Англией и Испанией. Деревянный линейный корабль «Центурион» был флагманом эскадры адмирала Джорджа Энсона, отправленной для действий против испанцев в дальних районах Атлантики и Тихого океана. Эскадра вышла в поход в 1740 году. Переход оказался очень тяжелым — за всю экспедицию погибло 1300 человек, из них только четверо в результате боевых действий. Это произошло потому, что экипажи кораблей состояли в основном из пожилых резервистов, подверженных болезням в силу возраста и скудного питания. «Центурион» выиграл множество сражений, в числе прочих трофеев захватил в плен корабль «Ностра Сеньора де Кабадонга». Когда английская эскадра огибала мыс Горн, «Центурион» был сильно поврежден, однако сумел возвратиться в Англию. После похода корабль прошел полную перестройку (тимберовку), в результате число орудий на его борту уменьшилось до 50.
- Страна: Великобритания
- Экипаж: 400
- Водоизмещение: 1000 т
- Размерения: 44x12x5
- Запас хода: в зависимости от запасов пищи и воды
- Бронирование: нет
- Вооружение: 60 орудий, в том числе 24-, 9- и 6-и фунтовые
- Силовая установка: нет
- Скорость: 3 узла
«Центурион» II
Корабль «Центурион» и однотипный с ним «Барфлер» — броненосцы второго класса, построенные в 1889 года. Они должны были противостоять мощным броненосным крейсерам русского флота на Тихом океане. Относительно небольшая осадка кораблей позволяла использовать их на реках Китая. С 1894 по 1901 год «Центурион» нес службу на Китайской станции. После модернизации в 1901—03 гг., во время которой корабль перевооружили и сняли с него фок-мачту, «Центурион» вернулся в Китай, где в 1904 был тяжело поврежден в столкновении с броненосцем «Глори». В 1910 году броненосец был продан на слом.
- Страна: Великобритания
- Экипаж: 620
- Водоизмещение: 10500 т
- Размерения: 110×21,4×7,8
- Запас хода: 11100 км (6000 миль) при 10 узлах
- Бронирование: 305—229 мм (12—9″) пояс, 229—127 мм (9—5″) барбеты, 203 мм (8″)траверзы, 65 мм палуба
- Вооружение: четыре 254-мм (10″) орудия, десять 152-мм орудий
- Силовая установка: двухвальная паровая машина тройного расширения мощностью 13200 л.с.
- Скорость: 18 узлов
«Коллингвум»
Корабль «Коллингвуд», головной из новой серии английских броненосцев, называвшихся в честь знаменитых адмиралов, был заложен летом 1880 года. Следующие корабли серии несколько отличались от первого, особенно расположением орудий главного калибра, однако общая конструкция броненосца стала стандартной для британских линейных кораблей на протяжении следующих 20 лет. На всех кораблях устанавливались поперечные водяные цистерны для компенсации качки. На главной палубе, были установлены четыре тяжелых орудия, размещенные попарно в двух барбетах. Из-за малой высоты надводного борта «Коллингвуд» захлестывало волнами. В 1886 году корабль был поврежден во время учений взрывом бракованного 305-мм снаряда. В 1887 году броненосец вошел в состав Средиземноморского флота, через 10 лет вернулся в метрополию и был переоборудован в броненосец береговой обороны. В 1903 году его списали в резерв, а в 1909 г. разобрали на металл.
- Страна: Великобритания
- Экипаж: 498
- Водоизмещение: 9612 т
- Размерения: 99,1×20,7×8
- Запас хода: 12900 км (7000 миль) при 10 узлах
- Бронирование: 202—457 мм (В—18’^ пояс по ватерлинии, 7 6 мм палуба
- Вооружение: четыре 305-мм и шесть 152-мм орудии, 4 торпер аппарата
- Силовая установка: двухвальная инверсная паровая машина мощностью 9560 л.с
- Скорость: 16,8 узла
«Конкерор» II
Увеличенное водоизмещение позволило установить на « Конкероре» и трех других кораблях этого типа новые 343-мм (13,5”) орудия. Эти корабли стали первыми так называемыми «сверхдредноутами». Вместо 450-мм (18”) торпедных аппаратов на кораблях установили 533-мм (21”) аппараты. Несмотря на то, что в целом конструкция «Конкверора» была более удачной, чем у предшествовавших ему дредноутов, в ней оставался один недостаток. Массивная мачта с размещенным на ней постом управления артиллерийским огнем располагалась между трубами, и дым мешал работе наблюдателей и корректировщиков. В декабре 1914 года «Конкерор» был поврежден в столкновении с однотипным линкором «Монарх», после ремонта вошел в состав Королевского флота и участвовал в Ютландском сражении 1916 года. Как и многие другие британские линкоры, после войны «Конкерор» был продан на слом. Другими кораблями этой серии были «Монарх», «Орион» и «Тандерер».
- Страна: Великобритания
- Экипаж: 725
- Водоизмещение: 22200 т
- Размерения: 177,1x27x8,7
- Запас хода: 12400 км (6730 миль) при 10 узлах
- Бронирование: 203—305 мм (8—12″) пояс, 280 мм башни, 100 мм палуба
- Вооружение: десять 343-мм (13,5″) и шестнадцать 102-мм (4″) орудий, 3 торпедных аппарата
- Силовая установка: четыре турбины общей мощностью 27000 л с
- Скорость: 21 узел
«Корейджес»
Крейсер «Корейджес» и однотипный с ним «Глориес» были построены в 1917 году. Эти быстроходные крейсера предназначались для несения службы в Балтийском море, были вооружены четырьмя тяжелыми 381-мм (15”) орудиями, но очень слабо бронированы. В 1920 году Британия решила увеличить число своих авианосцев, и оба этих корабля, вместе с крейсером «Фьюриес» были перестроены в авианосцы. Переделка «Корейджеса» была завершена в марте 1928 года. С него сняли надстройку и вооружение и установили ангар. Первые 18 м ангара представляли собой открытую палубу, с которой могли взлетать тихоходные самолеты — например, торпедоносцы «сордфиш». Поверх ангара располагалась открытая полетная палуба, на которую самолеты поднимали на двух лифтах. Все корабли этого типа находились в боевом составе британского флага с начала 30-х годов, во Второй Мировой войне они стали основой британских авианосных сил. (Впрочем, в первые же дни войны «Корейджес» был потоплен немецкой подводной лодкой U-20).
- Страна: Великобритания
- Экипаж: 1270
- Водоизмещение: 22500 т
- Размерения: 239,6×30.5×6,8
- Запас хода: 5930 км (3200 миль) при 19 узлах
- Бронирование: 76-50 мм (2-3″) пояс, 76 мм палуба
- Вооружение: шестнадцать 120-мм (4,7″) орудии, 45 самолетов
- Силовая установка: четырехвальная турбина мощностью 90000 л.с.
- Скорость: 30,5 узла
«Циклоп»
Броненосец «Циклоп» и однотипные с ним «Горгона», «Геката» и « Гидра» были хорошо бронированными кораблями с малой высотой надводного борта. Основание надстройки и две орудийные башни защищались общим кольцевым барбетом. На надстройке размещались шлюпки, которые спускали на воду при помощи смонтированного на мачте крана. Хотя эти корабли проектировались специально для обороны портов, они также могли использоваться и для охраны побережья. В 1887—89 годах все четыре броненосца прошли серьезную модернизацию. Хотя «Циклоп» был спущен на воду в 1871 году, в строй он вступил лишь в 1877 г., а после этого большую часть времени находился в резерве — вплоть до продажи на слом, вместе с остальными, в 1903 году. Броненосцы этой серии входили во вспомогательную эскадру Королевского флота.
- Страна: Великобритания
- Экипаж: 150
- Водоизмещение: 3480 т
- Размерения: 68,5x14x5
- Запас хода: 5600 км (3000 миль) при 10 узлах
- Бронирование: 152—203 мм (6—8″) пояс, 203—229 мм (8—9″) барбеты, 229— 254 мм (9— 10″) башни
- Вооружение: четыре 254-мм (10″) орудия
- Силовая установка: двухвальная горизонтальная машина
- Скорость: 11 узлов
«Девастейшн»
B 1869 году в Англии был заложен башенно-брустверный броненосец «Девастейшн», конструкция которого стала важным этапом в эволюции линейных кораблей. В этой конструкции было получено эффективное соотношение скорости, защиты и вооружения. По первоначальному проекту бруствер (барбет) занимал не всю ширину палубы, по обеим его сторонам были оставлены проходы; позднее эти проходы перекрыли надстройкой. Спущенный на воду в 1871 году, «Девастейшн» в 1879 г. был переоснащен, а между 1891 и 1892 годами получил паровую машину тройного расширения. Модернизация включала также установку торпедных аппаратов, прожекторов и пулеметов. После 1892 года броненосец использовался как корабль береговой обороны в Гибралтаре, где был поврежден при взрыве орудия в 1900 году. В 1908 году «Девастейшн» был сдан на слом.
- Страна: Великобритания
- Экипаж: 420
- Водоизмещение: 9350 т
- Размерения: 86,9×19,2×8,2
- Запас хода: 4600 км (2500 миль) на 10 узлах
- Бронирование: 305—216 мм (12—8,5″) пояс на 450—400 мм (18—16″) деревянной подкладке, 305—254 мм (12—10″) башни, 75—75—50 мм (3—2″) палуба
- Вооружение: четыре 305-мм (12″) орудия
- Силовая установка: двухвальный паровая машина мощностью 6640 л.с.
- Скорость: 13,8 узла
«Дредноут»
Этот корабль начинал строиться по проекту знаменитого английского кораблестроителя Эдварда Рида как броненосец «Фьюри» из серии «Девастейшн». Когда «Фьюри» еще находился на стапеле, работы были приостановлены до получения доклада о характеристиках корабля (это доклад готовил Проектный Комитет). Корабль был достроен лишь в 1879 году, уже как «Дредноут». На нем установили 318-мм (12,5”) орудия новой системы; сплошной броневой пояс был толще, чем на любом другом английском корабле. Вошедший в строй в 1884 году, «Дредноут» 10 лет входил в состав британского Средиземноморского флота, затем вернулся в метрополию для ремонта, после которого использовался как торпедный склад, а в 1908 году был сдан на слом.
- Страна: Великобритания
- Экипаж: 369
- Водоизмещение: 10820 т
- Размерения: 97,6×19,5×8,2
- Запас хода: 9600 км (5200 миль) при 10 узлах
- Бронирование: 356—203 мм (14—8″) пояс, 356—279 мм (14—11″) цитадель, 50 мм палуба
- Вооружение: четыре 318-мм (12,5″) орудия
- Силовая установка: двухвальная вертикальная компаунд-машина мощностью 6500 л.с.
- Скорость: 14 узлов
«Дредноут» II
Спуском этого корабля на воду (1906 год) началась новая эра в кораблестроении. «Дредноут» стал первым линейным кораблем, сконструированным по схеме «all-big-gun», то есть с вооружением из максимального количества орудий главного калибра. С его появлением все предшествовавшие эскадренные броненосцы в одночасье устарели «Дредноут» участвовал в Первой Мировой войне, в которой уступал по мощи лишь более крупным кораблям этого же класса, появившимся вслед за ним. Несмотря на это, за всю войну «Дредноут» потопил только одно вражеское судно — он протаранил и пустил ко дну немецкую подводную лодку U-29. В начале войны английские дредноуты были разбросаны по всему свет; уже после двух месяцев боевых действий В некоторым кораблям пришлось вернуться для ремонта в метрополию. Иными словами, в ходе войны Королевский флот регулярно недосчитывался одного-двух самых мощных кораблей. «Дредноут» был сдан на слом в 1923 году.
- Страна: Великобритания
- Экипаж: 695-773
- Водоизмещение: 18100 т
- Размерения: 160,4x25x9,4
- Запас хода: 11900 км (6620 миль) при 10 узлах
- Бронирование: 203—280 мм (8—11″) пояс, 280 мм (11″) башни, до 102 мм палуба
- Вооружение: десять 305-мм (12″) орудий
- Силовая установка: четырехвальная турбина мощностью 23000 л.с.
- Скорость: 21 узел
«Игл» II
В 1942 году, когда уже заканчивалось строительство заложенных по программе 1938 года авианосцев типа «Илластриес», был подготовлен проект следующей серии авианосцев. Он предусматривал наличие на кораблях двух ангаров и возможность использования более тяжелых самолетов, которые должны были вот-вот появиться на вооружении. «Игл», однотипный с авианосцем «Арк Ройял», вошел в строй британского флота только в октябре 1951 года, был списан в 1972 г. и разобран в 1978 году. Корабль участвовал во многих миротворческих миссиях, в том числе во время Суэцкого кризиса 1956 года (палубные самолеты «Игла» поддерживали пехоту стран НАТО и бомбили цели в зоне Суэцкого канала).
- Страна: Великобритания
- Экипаж: 2740
- Водоизмещение: 43060 т
- Размерения: 247,4×34,3×11,0
- Запас хода: 7400 км (4000 миль) при 20 узлах
- Бронирование: 114 мм (4,5″) пояс, 114-37,5 мм (4,5-1,5″) траверзы
- Вооружение: шестнадцать 114-мм (4,5″) орудий, 80 самолетов
- Силовая установка: четырехвальная трубина мощностью 152000 л с
- Скорость: 31,5 узлов
«Энгадайн»
C началом Первой Мировой войны британское Адмиралтейство реквизировало большое количество быстроходных паромов линии «Ла-Манш» и переоборудовало их в авиатранспорты на три самолета каждый. «Энгадайн» и однотипная с ним «Ривьера» были перестроены в максимально короткие сроки. В декабре 1914 года они уже участвовали в бою с немецким дирижаблем у Куксхафена. После модернизации в 1915 году «Энгадайн» был включен в состав Королевского флота в качестве разведывательного противолодочного корабля. Он также использовался для борьбы с немецкими дирижаблями. В ходе Ютландского сражения самолеты «Шорт-184» с «Энгадайна» осуществляли наблюдение за германскими кораблями, полученные ими данные передавались по беспроволочному телеграфу на остальные корабли английского флота. Позднее «Энгадайн» нес службу на Средиземном море. В 1919 он был вновь переделан в паром.
- Страна: Великобритания
- Экипаж: 250
- Водоизмещение: 1700 т
- Размерения: 96,3×12,5
- Запас хода: 2800 км (1500 миль) при 18 узлах
- Брониоование: нет
- Вооружение: два102-мм (4″) и одно 6-фунтовое зенитное орудие
- Силовая установка: трехвальная турбина
- Скорость: 21,5 узла
«Энгадайн» II
Заложенный в августе 1965 года. «Энгадайн», проектировался как учебный корабль вертолетчиков. При необходимости в его большом ангаре позади трубы размещаются вертолеты авиагруппы. Также может служить базой беспилотных летающих мишеней. «Энгадайн» входит в состав вспомогательной эскадры, состоящей из кораблей обеспечения — таких как транспорты , танкеры и бензовозы. Вертолетная площадка «Энгадайна» оборудована стабилизаторами конструкции Денниса Брауна.
- Страна: Великобритания
- Экипаж: 75+113
- Водоизмещение: 9000 т
- Размерения: 129×17,8×6,7
- Запас хода: 9300 км (5000 миль) при 14 узлах
- Бронирование: нет
- Вооружение: 6 вертолетов
- Силовая установка: одновальный дизель мощностью 4400 л.с.
- Скорость: 16 узлов
«Эрин»
Этот корабль строился для турецкого флота и был выкуплен английским правительством перед самым завершением постройки в 1914 году. Во время Первой Мировой войны он нес службу в составе Королевского флота. «Эрин» был короче и шире, чем современные ему британские корабли, но его вооружение было идентично вооружению линкоров класса «Айрон Дьюк». Корабль нес две прямые трубы и трехопорную мачту. Спроекировал «Эрин» конструктор Ричард Терстон; на корабле стояли турбины фирмы «Виккерс». В 1917 году корабль прошел модернизацию, в 1919 был списан в резерв, а в 1921 году — сдан на слом.
- Страна: Великобритания
- Экипаж: 1070
- Водоизмещение: 22780 т
- Размерения: 170,5×27,9×9
- Запас хода: 9540 км (5300 миль) при 12 узлах
- Бронирование: 305-102 мм (12-4″) пояс, 254-75 мм (10-3″) барб., 280 мм (11″) башни, 203—102 мм (8—4″) траверзы, до 76 мм палуба
- Вооружение: десять 343-мм (13,5″) орудий, шестнадцать 152-мм (6°) орудий, четыре 533-мм торпедных аппарата
- Силовая установка: четырехвальный агрегат мощностью 26500 л.с.
- Скорость: 21 узел
«Формидейбл»
Программа 1936 года предусматривала строительство двух авианосцев. Проект был основан на конструкции предыдущих британских авианосцев класса «Арк Ройял». Но с приближением войны было решено усилить бронирование корпуса и зенитное вооружение. В итоговом проекте самолетный ангар также получил бронирование, способное выдержать попадание 227 кг бомбы или 152-мм (6”) снаряда. «Формидейбл» был построен в Белфасте и вступил в строй в 1940 году. В 1941 году при сопровождении конвоя на Мальту он получил серьезные повреждения. После ремонта корабль был переведен на Тихий океан, где выдержал несколько атак камикадзе. Британские авианосцы имели бронированные полетные палубы, что выгодно отличало их от американских и делало гораздо менее уязвимыми при атаках с воздуха. «Формидейбл» был разобран на металл в 1953 году.
- Страна: Великобритания
- Экипаж: 1200
- Водоизмещение: 23100 т
- Размерения: 229,5×28,9×7,3
- Запас хода: 20400 км (11000 миль) при 14 узлах
- Бронирование: 114 мм (4,5″) пояс, ангар и траверзы
- Вооружение: шестнадцать 114-мм (4,5″) орудий, 56 самолетов
- Силовая установка: трехвальный агрегат мощностью 111000 л.с.
- Скорость: 30,5 узла
«Фьюриес»
История знаменитых британских авианосцев Второй Мировой войны началась в 1914 году, когда сэр Джон Фишер, первый лорд Адмиралтейства, заказал для флота быстроходные, мощные крейсера с малой осадкой. Одним из этих кораблей был «Фьюриес», спущенный на воду в 1916 году. Год спустя было решено перестроить его в авианосец. Изначально полетная палуба и ангар размещались на месте снятой носовой 457-мм башни. После модернизации и нескольких перестроек «Фьюриес» нес службу на (Средиземном море. В первые месяцы Второй Мировой войны этот корабль вместе с «Иглом» доставлял авиационные подкрепления на Мальту. В 1944 году его самолеты атаковали «Тирпиц», в том же году он был выведен в резерв. В 1948 году «Фьюриес» был разобран.
- Страна: Великобритания
- Экипаж: 1218
- Водоизмещение: 23130 т
- Размерения: 224×24,7×8,5
- Запас хода: 5900 км (3200 миль) при 19 узлах
- Бронирование: 75 мм (3″) пояс и палуба
- Вооружение: двенадцать 102-мм (4″) орудий, 36 самолетов
- Силовая установка: четырехвальный агрегат мощностью 90000 л.с
- Скорость: 30 узла
*Линейные Корабли и Авианосцы. Энциклопедия военной техники. Издательство АСТ москва-2000г